И./ А в этой книге нет таких надписей?
Нет, но в ней есть не менее интересная надпись о принадлежности. Одним из владельцев книги был боярин князь Борис Михайлович Лыков, там есть подпись, сделанная его рукой. Лыковы – княжеский род, происходивший от князя Ивана Владимировича Оболенского, прозванного Лыко и являвшегося потомком Рюрика в 18-м колене. Известный в Москве район Троице-Лыково был вотчиной Лыковых. И здесь нужно вспомнить историю – Смутное время, когда пресекся род Ивана Грозного. Последний царь – Федор Иванович – особо государством не интересовался и фактически отдал управление Борису Годунову. У того не было наследников, и к тому же Годуновы были не знатного рода, что вызывало недовольство в народе. Избрали царя Ваську – Василия Шуйского, который все проиграл в войне с поляками, после чего его насильно постригли в монахи. Для наведения порядка была введена «семибоярщина» – временное правительство, и одним из семи бояр был как раз владелец книги, воевода Борис Михайлович Лыков. Он известен своими удачными действиями против поляков и крымцев во времена Смуты. Кроме того, Лыков был близок к семье Романовых – он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родной сестре патриарха Филарета и тетке будущего царя Михаила Федоровича Романова. Когда молодой и неопытный Михаил Федорович воцарился на престол, Лыков фактически участвовал в управлении государством.
И./ Известно ли, как развивалась судьба этой книги?
Фактически нет. Есть еще владельческие надписи, но уже не знатных людей. Например, в XIX веке книга принадлежала некоему «Сергию Александрову Матвееву». Мне же ее привезли из Алтайского края, и как она там оказалась – не ясно. Как известно, у князя Лыкова были сыновья, но род пресекся, и книга оказалась каким-то образом не у знатных людей и далеко от Москвы. Вообще эта книга является старообрядческой – после реформы патриарха Никона издания «Триоди» были исправлены и все старые книги изымались. Есть предположение, что кто-то не принял реформ и ушел в Сибирь с протопопом Аввакумом, прихватив с собой это опальное издание.
Игорь признается, что его первое приобретение было случайным. Но потом, когда по крупицам стала распутываться история книги и пришло понимание, что сама книга есть часть истории, – «ощущения стали совсем другими». «Десять лет назад еще не было «Википедии» и мы ходили по архивам, чтобы поднять родословную Лыкова, например», – вспоминает коллекционер.
— Я параллельно еще свою родословную выяснил. Раньше ведь не было ЗАГСов, и все акты о рождении и смерти записывали в церковных книгах. Все эти книги, составленные до 1800 года, хранятся в Российском государственном архиве древних актов на Большой Пироговской улице в Москве. Более поздние – в регионах.
У меня родители – москвичи, а дед и бабушка – из Тамбовской области. Я знал церковь, где регистрировались наши семейные акты, и написал в Тамбовский государственный архив, где мне подтвердили, что книги сохранились. До деда и прадеда они извлекли информацию, а дальше – «Нам не интересно, приезжайте, копайтесь сами». Это было в 2005 году. Я приехал, мне выкатили огромные фолианты, помогли разобраться с почерками, и я начал распутывать свою фамильную историю. На самом деле все оказалось очень легко. Если люди никуда не переезжали, известно, в какой церкви они крестились и каков их примерный возраст, то никаких проблем нет.
И./ Какие данные записывали в церковных книгах?
Фамилию, имя, отчество, возраст, кто были родители, включая девичью фамилию матери – «девица такая-то», данные о свидетелях – «восприемниках», которые, как правило, тоже были родственниками или хорошими друзьями. То есть постепенно можно «собрать» всю семью.
И./ А в Москве сложно получить доступ к архивам?
Я отправил запрос, и меня допустили. Сложность заключалась в том, что в совсем древних книгах перестаешь понимать почерк. Во времена Петра I был введен гражданский шрифт, который мало чем отличался от нашего, а до этого писцы использовали скоропись, и здесь уже без специалистов не обойтись…