И./ Когда музей создается с нуля, он, наверное, наиболее полно воплощает представление основателей о художнике и той атмосфере, которая должна окружать его работы. Каким он будет, каким вы его видите?
Музей мы видим очень современным. Он будет относительно небольшим по площади — 500 кв. м, но очень насыщенным по содержанию, причем экспозиционных метров будет меньше: нужно еще разместить небольшой магазин, библиотеку с кинозалом, кафе. Будем часто менять экспозицию, у музея уже очень приличные фонды этого художника, и не только его, других шестидесятников. Будем активно использовать экраны для того, чтобы показать ту часть коллекции, которой в данный момент нет места в залах. Все будет суперсовременно, очень интересно, и мы рассчитываем с использованием продвинутых технологий привлечь и молодежь. Не только тот круг людей, старой интеллигенции, которые и так знали Зверева, они идут на одно имя, а более молодой срез, который с ним не знаком. Для любого музея, как мне кажется, важно использование актуальных тенденций. Мы успели провести уже две выставки Анатолия Зверева, последняя — «Анатолий Зверев. На пороге нового музея», которая шла в Новом Манеже весь февраль, как раз дала основное понимание, что же будет в музее. На этой выставке были представлены книги, изданные музеем: шесть книг с иллюстрациями Анатолия Зверева. Повести Гоголя, сказки Андерсена, 100 автопортретов — альбом, где представлены отобранные нами, наверное, из тысячи сто лучших автопортретов. Также книга «Зверев. Любовь» об удивительных отношениях между художником и его музой Оксаной Асеевой. И, собственно, каталог самой выставки. Было снято несколько видеофильмов: и о художнике, и о том времени, и о работах, которые мы показывали. Видеоролик об изданных книгах показывался в зале библиотеки, где на столах эти книги лежали. Люди смотрели фильм, потом садились за столики, листали книги, читали, что-то выписывали. Экспозиция была представлена ранними работами, одного периода, с 1957 по 1960 год: и рисунками, и акварелями, и маслом, — всего около 300 работ. Среди них женские портреты, автопортреты, анималистика, абстракции. Посетители проводили на выставке по три-четыре часа — уходили и снова возвращались. Мы хотели бы, чтобы в музей тоже было интересно возвращаться.
И./ Кого вы видите своим зрителем, посетителем, кого хотели бы видеть в своем музее?
Я все время вспоминаю прошедшую выставку в Манеже, это потому, что она дала определенный срез. Люди, которые приходили туда, — удивительная публика. Лица одухотворенные, фильм, например, они смотрели с необыкновенным вниманием. Часто на выставках бывает так: пробежали, посмотрели и стоят, разговаривают. Здесь невозможно было поговорить. Начинали шикать. Народ сконцентрировано погружался в материал, в эту историю, и это было очень здорово. Приходили с детьми, приводили группы студентов. Каждый находил на выставке что-то свое. Были люди пожилые, которые помнят те времена, квартирные выставки, всю эту жизнь 60-х годов. Приходили бизнесмены, которые живут активной деловой жизнью. Было много творческих людей, художников, профессионалов в искусстве — галеристов, аукционистов. Я думаю, что такая публика и будет в музее.
И./ Вы планируете давать возможность познакомиться с фондами музея максимально широкой аудитории через обмен с другими музеями, через передвижные выставки?
Да, безусловно. Музей — это штаб-квартира, а раз или два в год будут проходить масштабные выставки на других пространствах. Мы планируем снимать выставочные залы или договариваться с музеями, в том числе и зарубежными. И делать экспозиции не только Зверева, но и художников его круга. Моя коллекция началась со Зверева, но в ней представлены фактически все шестидесятники, все художники, которые окружали его в тот период. Очень интересно показывать художника в таком аспекте. Мы музей Анатолия Зверева, но мы не будем ограничиваться творчеством Зверева.
И./ На ваш взгляд, его творчество космополитично или локально, привязано к России и к эпохе?
Вы знаете, я считаю Зверева гениальным художником, потому что он как раз абсолютно вне времени и вне пространства. Он не старался показать острое, сиюминутное, текущее. У него вечная красота. Женские лица, тело человека, животные. Или абстрактные работы, красивые цвета, формы. Если не знать, когда созданы эти работы, про них можно было бы, мне кажется, сказать, что они относятся и к началу прошлого века, и, может быть, пройдет еще лет пятьдесят, и будущее поколение тоже будет воспринимать их современными.
И./ Тем не менее во втором русском авангарде имя Зверева не в первом ряду. С чем это связано, по вашему мнению?
Зверев сам себя не причислял ни к каким школам, не входил ни в какие объединения. В этом была его потребность в свободе. Наверное, главное, что ему было нужно, без чего он не мог жить и творить, — это свобода во всем. Он все время жил у кого-то. Не был привязан к одному месту, к вещам. Занимался творчеством, делал, что хотел, рисовал, что хотел. Был в стороне. Он был очень плодовитым художником, по некоторым оценкам существует порядка 30 тысяч его работ, включая рисунки и просто почеркушки. И задача музея — делать отбор. При таком большом объеме работ многие из них проходящие, а их зачастую выставляют и показывают, что это творчество Зверева. Глядя на эти работы, возникает сомнение в том, что
перед вами гениальный художник.