И./ Насколько сильно изменились ваши вкусы и предпочтения со временем?
А. и Е. П.: Жизнь — это развитие, а значит, ваши вкусы определенно будут меняться. Если коллекционирование становится не просто хобби, а инвестицией в будущее (и здесь речь идет вовсе не о финансовой стороне), то вы подходите к этому более серьезно и осмотрительно. По сути, это серьезная работа — посещение музеев, ведущих мировых ярмарок, знакомство с галереями, чтение специальной литературы и многое другое.
М. П.: Мне стали нравиться произведения, выполненные в разных медиа и жанрах. Я начала сама находить художников, которые мне интересны. Но все это пришло со временем, в результате постоянного посещения выставок, поездок на ярмарки, изучения идей и концепций художников.
И./ Есть ли у вашего собрания единая концепция, согласно которой вы покупаете новые работы?
М. П.: Нет, единой концепции не существует. Но по причине того, что в связи с работой я сейчас много общаюсь с молодыми российскими художниками, коллекция в последнее время пополняется именно за счет их произведений.
А. и Е. П.: Изначально мы выстроили линию, которой договорились придерживаться: нам был интересен попарт, стрит-арт и современный дизайн-арт XXI века.
И./ Что для вас является основной движущей силой в процессе коллекционирования?
М. П.: В первую очередь — это интерес к художникам и их идеям. Для меня общение с современным искусством — это во многом увлекательный интеллектуальный процесс, знакомство с чем-то новым.
А. и Е. П.: Для любого коллекционера основная движущая сила — это страсть и любовь к искусству. Но в силу того, что со временем мы хотим сделать свою коллекцию общедоступной, мы задумались об открытии фонда Popov Foundation. Основная цель — популяризация современного искусства в России и поддержка молодых художников.
И./ Существуют ли работы (авторы, стили, периоды), которых недостает вашему собранию?
М. П.: Я в первую очередь коллекционирую впечатления, знания, опыт. Но есть большое количество актуальных художников, работы которых я бы с удовольствием приобрела.
А. и Е. П.: Коллекционер современного искусства всегда будет не до конца удовлетворен своим собранием с точки зрения его полноты. Ведь современное искусство — это то, что происходит здесь и сейчас, ограничить коллекцию тем или иным периодом просто невозможно.
И./ Что такое для вас идеальная коллекция?
М. П.: Любая коллекция всегда имеет субъективный характер. В процессе формирования корпоративной, музейной, институциональной коллекции важное влияние оказывают вкус и предпочтения кураторов этой коллекции. И такие коллекции имеют большое социальное значение. Но к частной коллекции не может быть каких-то специальных требований. Это история жизни и развития вкуса коллекционера.
А. и Е. П.: Идеальная коллекция современного искусства — та, которую ты собираешь по велению сердца с оглядкой на то, что потенциально может попасть в историю.